Х    О    Б    Б    И


 НИТКИ - В ДЕЛО!             
ВЫШИВКА ГЛАДЬЮ    ВЫШИВКА БИСЕРОМ    ПЭЧВОРК И КВИЛТИНГ    ПОДУШКИ-ИГРУШКИ    СОЛЕНОЕ ТЕСТО    ДОМАШНИЕ ЦВЕТЫ 
ДЛЯ РУКОДЕЛЬНИЦ
ВЫШИВКА КРЕСТОМ
Категории раздела
ИЗ ИСТОРИИ ВЫШИВКИ [8]
ВЫШИВАЛЬЩИЦЕ НА ЗАМЕТКУ [41]


Главная » Статьи » О ВЫШИВКЕ » ИЗ ИСТОРИИ ВЫШИВКИ

КАКОЙ БЫЛА ВЫШИВКА РАНЬШЕ
Изначально вышивка выглядела совсем не так, какой мы привыкли ее видеть сегодня. Это были обычные стежки, которыми сшивали лоскуты ткани, меха, кожи. Имеются археологические свидетельства, что уже на ранних этапах развития человек стал делать попытки украсить свое жилище и предметы быта. В более поздние времена стежками стали не только сшивать, но и украшать предметы одежды. Таким образом, возникнув в древние времена, декоративная вышивка на протяжении тысячелетий сохраняется в качестве декоративно-прикладного ремесла. За многие века она претерпела многочисленные изменения. Бытовому шитью уделялось особое внимание в средние века. Роскошной вышивкой украшались и традиционные костюмы, и головные уборы, верхняя одежда и даже обувь. В соответствии с характером и предназначением одежды подбирался и тип вышивки, и техника ее исполнения.

Мастера вышивки при украшении одежды и бытовых предметов использовали устойчивые мотивы и рисунки, характерные для определенной местности.

Какое назначение вышивка выполняла в разное время своего существования?

В узорах и технике вышивания хранилось все самое ценное и характерное для культуры каждого народа. Начиная с языческих времен, мастерицы-вышивальщицы копировали в вышивках сцены из бытовой жизни знати и простолюдинов, светских балов и крестьянского труда. Сегодня это полноправный вид искусства, который наряду со многими другими имеет не только эстетическую, но и историографическую ценность.

Образцы народных вышивок удивляют своим разнообразием, красотой и богатством форм. Традиционно вышивкой украшались постельники — простыни, концы которых свешивались с кроватей, а также скатерти и полотенца, праздничные и свадебные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы и платки. Образцы старинных вышитых одежд и многих других изделий сохранились до наших дней.

Особая роль в орнаментальной вышивке отводилась вышивке крестом. Со времен крещения Руси крест был охранительным символом. Это один из древнейших видов вышивки.

Каждая деталь костюма вышивалась по-особенному: назначение костюма определяло расположение вышивки, ее расцветку, разнообразие мотивов и узоров. Ученые-этнографы середины девятнадцатого века пришли к выводу, что узоры вышивки служат не просто украшениями, но являются письменами, которые пришли из глубины веков, потому что крестьянки использовали те же узоры на одеждах, что и их прабабушки. Изобразительная символика вышивки, переливаясь удивительным многоцветием, создает "систему кода", который имеет для народа глубокий сакральный смысл. Традиционные ряды вышивки превращали холст в узорные письмена с символическими знаками, которые несли разнообразные смысловые нагрузки. Очень часто вышитые мотивы исполняли роль оберега.

Если предметы одежды украшали вышитым орнаментом, то располагали каждый узор в строго определенном для него месте, согласно существовавшим в те времена правилам и традициям. Например, узоры на сорочках и рубахах, то есть на вещах, которые непосредственно прилегают к телу, располагались по краям. Старинные русские одеяния оставляли открытыми только лицо и кисти рук, эти части тела считались одухотворенными. Именно эти участки одежды обильно и богато украшались вышивкой. Края одежд как места символического соприкосновения внутреннего мира с внешним были защищены столь же символическими орнаментами вышивки, исполнявшими роль оберегов. Каждая деталь костюма вышивалась в зависимости от предназначения одежды — праздничная и подвенечная, рабочая и будничная. Вышивки отличались различными мотивами узоров, расцветкой и расположением. Узоры эти передавали знаковый смысл, даже когда изображали райских птиц и символических животных. Иногда по вышитому узору на фартуке русской сельской модницы можно было узнать о количестве детей в ее семье. Узорный орнамент и его цвет указывал на пол и возраст человека, который носит данную одежду, на его национальную принадлежность и даже выражал какие-то его житейские взгляды и пристрастия.

Исследовательница русской одежды из Саратова Тамара Георгиевна Кайль в своей статье "Зрю потаенную суть" приводит в пример узор мужской рубашки, который читался следующим образом: "Господи Боже, благослови принять от синя моря силы, от сырой земли резвоты, от частых звезд — зрения, от буйна ветра — храбрости". Само слово "узор" ведет свое происхождение от слов "заря", "гореть", "солнце" — от славянских понятий "свет" и "тепло". В узорах вышивки, таким образом, отражался культ солнца и неба. Они являли собой графические понятия "солнца" и "неба", становились знамениями вышнего мира, его знаками-символами. Можно утверждать, что существовал язык символов вышивки, который о многом говорил людям, умеющим его читать.

В процессе развития нашей истории тематика изображаемых сюжетов, естественно, неоднократно менялась.

В каждом времени вышитый рисунок символизировал определенные установки общества. Постижению отдельного образа способствовали сочетания подобранных цветов, форма, манера выполнения и, собственно, тема, то есть предмет изображения. Например, с принятием христианства на Руси широко были распространены сюжеты из Библии, которые наносили на ручники, занавески, на края простыней. Но и древние символы с принятием христианства не сразу исчезли, они просто несколько видоизменились. Поэтому то, что мы сейчас принимаем за простые бытовые сюжеты, на самом деле является отражением древнейших мифологических представлений, которые были тесно связаны с языческим культом наших предков. Свидетельства о них мы можем обнаружить в литературных памятниках древней Руси. Умельцы выражали в вышиваемых мотивах народное самосознание, понимание им мира и природы, в них отражали своеобразную народную поэтическую мифологию.

У наших предков была теснейшая связь с миром природы. Они признавали влияние сверхъестественных сил и ранее живших поколений, поэтому многое из того, что они делали, имело свой глубокий потаенный и со временем безвозвратно утерянный смысл, который нам теперь непонятен. Остается лишь догадываться об истинном назначении некоторых типов вышивки в истории и полагаться на выводы исследователей. Современная вышивка выполняет лишь эстетическую функцию, украшая нашу одежду и предметы быта.


Категория: ИЗ ИСТОРИИ ВЫШИВКИ | Добавил: tineydgers (24.11.2010)
Просмотров: 2628 | Теги: вышивальщице на заметку, ручная работа, Рукоделие, о вышивке, страна мастеров, мулине, hand made, стежок, история вышивки крестиком | Рейтинг: 5.0/1



МАСТЕРИМ. ТВОРИМ
  • ФЕЛТИНГ. МАСТЕР-КЛАССЫ
  • ШЬЕМ И ПЕРЕШИВАЕМ
  • СОЗДАЕМ ТОПИАРИИ
  • СКРАПБУКИНГ
ВНИМАНИЕ
Для того, чтобы воспользоваться схемой вышивки, нажмите на неё. В новом окне появится схема в полном размере и её можно будет скачать. Приятного Вам досуга!
Поиск
НАШИ   ДРУЗЬЯ

Женский сайт
ЧАРОВНИЦА
сайт о вышивании

Приусадебное хозяйство
УСАДЬБА
Вот удача - мы на даче!
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright Ya-Rukodelnitsa.ru © 2021