Х    О    Б    Б    И


 НИТКИ - В ДЕЛО!             
ВЫШИВКА ГЛАДЬЮ    ВЫШИВКА БИСЕРОМ    ПЭЧВОРК И КВИЛТИНГ    ПОДУШКИ-ИГРУШКИ    СОЛЕНОЕ ТЕСТО    ДОМАШНИЕ ЦВЕТЫ 
ДЛЯ РУКОДЕЛЬНИЦ
ВЫШИВКА КРЕСТОМ
Категории раздела
ИЗ ИСТОРИИ ВЫШИВКИ [8]
ВЫШИВАЛЬЩИЦЕ НА ЗАМЕТКУ [41]
Статистика
Главная » Статьи » О ВЫШИВКЕ » ИЗ ИСТОРИИ ВЫШИВКИ

КТО ЗАНИМАЛСЯ ВЫШИВАНИЕМ
Многие богини в представлении древних народов были великими пряхами или покровительницами женских видов творчества. Можно вспомнить древнюю месопотамскую богиню Тиамат, которая прядет нити судьбы и сплетает из них полотно жизни. Великие богини-пряхи встречаются в преданиях и религиозных верованиях древних греков и римлян. Великому Овидию принадлежит поэтическая история девушки Арахны из старинного царства Лидия, которая посмела вызвать на поединок по плетению узоров грозную богиню Афину Палладу. Многие философы считают, что занятия ткачеством, плетением кружев и вышиванием относятся к "женской работе по управлению судьбой".

История ткачества и изготовления текстильных изделий насчитывает многие тысячелетия, а украшение изделий вышивкой было одним из самых увлекательных и распространенных методов их художественного оформления.

По древней традиции славянских народов вышивкой преимущественно занимались женщины, которым генетически была предначертана роль хранительниц народных обычаев и традиций, обеспечивающих благосостояние дома. Девочки привыкали к вышиванию с раннего детства. Хотя известны и такие случаи, когда занятие вышивкой становилось мужским трудом, использовалось в качестве ремесла или промысла.

Домашняя утварь и предметы быта в крестьянской среде украшались устойчивыми мотивами и рисунками, которые были довольно однообразными и стандартными. Они выполнялись по строго определенной схеме, которая передавалась из поколения в поколение, а техника выполнения вышивки была самой незатейливой. Более выразительными были узоры вышивок на одежде, полотенцах и подзорах. Узоры на одеждах и предметах быта крестьянки использовали те же, что и их прабабушки, но при этом ни одна вышитая работа не повторялась и не была похожа на предыдущую. Каждая женщина владела своей манерой вышивания, собственными наработанными навыками. Долгими часами просиживали мастерицы за работой, превращая простой холст в "письмо". Кстати, под словом "писать" в давние времена подразумевали понятие "изображать" или "украшать". Наиболее одаренные рукодельницы создавали удивительные, сложные узоры, выполняли работу очень чисто и аккуратно. Вышивальщицы, которые "писали" свои узоры, владели старинным приемом, завершающим орнамент. Класс мастерства определялся в овладении приемом, согласно которому заканчивать орнамент вышивки нужно было точно в той точке, в которой был сделан первый стежок. Тогда все "написанное" сходилось в единое целое — в один круг, в один крепкий узел. Узор "оживал" и "работал". Для таких мастериц рукоделие порой становилось основным источником дохода. Если о женщине, создающей красивые, необычные вещи, узнавали за пределами ее места жительства, к ней поступали заказы из других мест. Часто девушки старались получить знания о новых техниках и приемах, этому они обучались при монастырях или в городах. Так появлялись непривычные сюжеты, узоры и рисунки вышивок. Руками мастериц вышивки создавались пейзажи и портреты, сюжетные картины и тончайшие по технике исполнения орнаменты. Вышивка по канве не была для мастериц любительским делом: идеальный размер отдельных деталей вышивки, их дизайн и изящество стежков показывают, что это работы не ремесленников, а настоящих художников.

Существует условная классификация типов орнамента: изображение геометрических фигур, животных, растений и антропоморфный орнамент. Конечно, этот перечень не может полностью отобразить многообразие узоров, рожденных народным творчеством. В чистом виде ни один из орнаментов почти никогда не встречается. Обычно орнамент представляет собой синтез различных элементов, составляющих единый сюжет.

В каждой местности, а тем более стране, преобладает определенный тип изображения, связанный с этническими традициями и культами.

Издавна различие используемых материалов для вышивания определяло различие стилей и техники вышивки. Народам, живущим в регионах, где культивируется выработка шелковых тканей, свойственно искусство вышивки шелковыми нитками "гладью" по шелковым тканям. Народы русского Севера подарили культуре человечества технику вышивки по счету нитей, как, например: "бранное шитье" и "счетная гладь", "набор" и "косая стежка", "крестик" и "полукрестик".

Шов "простой крестик" получил название "русский крест", что говорит о его широком распространении у жителей большинства регионов России. Условия жизни были таковы, что из тканей, доступных женщинам, главными были лен и холст, на которых удобно вышивать по счету нитей. Использовались также льняные и шерстяные нити для наложения перекрещивающихся стежек русского креста. Хлопчатобумажные и шелковые нити были привозными и стоили довольно дорого.

На XIV—XVII вв. приходится расцвет художественной вышивки на Руси. Доказательства этого можно найти в документах того времени. По-старославянски вышивка называется "шьв" — шов. Это связано с тем, что слова вышивать тогда не было, это значение принадлежало только слову "шить". Очень важно отметить, что им увлекались все слои населения. Шитьем занимались и при монастырях, и в специальных мастерских. Безусловно, узоры и орнаменты вышивок мастериц, находившихся на разных ступенях социальной лестницы, значительно различались, указывая на достаток знати или на скромное существование простого рабочего люда. До XVIII в. вышиванием в России занимались в основном женщины из богатых, знатных семей и монахини в монастырях. Церковные облачения, богатую одежду царей и бояр шили из дорогих тканей (шелка, бархата) и вышивали золотыми и серебряными нитями, сочетая их с жемчугом и самоцветами. Пышные и богато украшенные вышивкой облачения духовенства или предметы церковного быта придавали службам особую торжественность и пышность.

Начиная с XVIII в., вышивание становится одним из основных занятий крестьянских девушек. Они выполняли изделия из простых, недорогих, чаще всего домотканых тканей, но поражали высоким уровнем художественного мастерства. Вышивальщицы всегда сами создавали свои узоры и подбирали цвета. Начинали вышивать рано. Перед тем как выйти замуж, девушки вышивали себе приданое, и чем разнообразнее оно было, тем богаче считалась невеста. Поэтому, как правило, к 13—15 годам, крестьянские девочки уже владели техникой вышивки и складывали в приданое вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца для своей будущей семьи и многочисленные подарки новым родственникам.

До конца XVIII в. занятие вышивкой в России было одним из видов домашнего ремесла. С развитием мануфактуры в России стали развиваться разнообразные кустарные промыслы. Это сделало вышивание профессией, а значит и существенным финансовым подспорьем для семей сельских жительниц и городского населения. Во многих дворянских имениях рукоделие крепостных крестьянок использовалось не только для хозяйских нужд, но и шло на продажу.

На рубеже XVIII—XIX вв. широкое распространение получила вышивка шерстяными и хлопчатобумажными нитками, которые были особенно хороши для вышивания крестом.

Во второй половине XIX в. домотканый холст начал вытесняться недорогими фабричными тканями. Вместе с ним стали исчезать и вышивки, выполненные счетными швами. На смену им пришли вышивки, образцами для которых служили красочные обертки от мыла.

На русском Севере вышивали в основном по холсту льняными и хлопчатобумажными нитями, реже шелковыми и шерстяными. Традиционные узоры исполнялись красной нитью на белом фоне, преобладали сочетания белого с золотым и золотого с красным. В языке народной символики всегда главенствовал цвет. Сочетание красного и белого цветов совсем не случайно. Белый цвет выражал представления о свете и небе, о счастье и изобилии. Он воспринимался как символ красоты.

Огонь считался источником красоты; слово "красный" связывалось в древнерусском языке с представлением об огне и свете и означало понятие "прекрасный". От значения "свет" оно перешло к обозначению цвета. Народные верования наделяли красный цвет чудесными, магическими свойствами. "Светлое и трисветлое Солнце, всем тепло и красно еси..." — таковы слова из плача Ярославны в "Слове о полку Игореве". Красный цвет воспринимался как свет солнца, которое каждое утро поднимается на небосвод на колеснице.

Вышивальщицами часто изображались священное "надмирное древо" и фигура человека с поднятыми к солнцу руками — традиционный религиозный жест как в языческие, так и в христианские времена. Стилизованные изображения солнечной колесницы и коней, древа жизни и птиц, женской фигуры и всадника напоминают о мифологических персонажах древних славян. Женская фигурка с воздетыми в молитвенном жесте руками и всадники по бокам — это изображение богини жизни Макоши, богини изобилия и плодородия. Колесница и кони — это символ солнца; птицы всегда олицетворяли приход весны, света, радости и счастья. Все символы-рисунки передавались схематично, потому что любой узор или орнамент был оберегом, священным изображением.

Важные исторические события тоже отражались в рисунках русских вышивок. На исторические темы создавались картины, которые выполняли различной техникой: вышивкой крестом, полукрестом по канве или счету нитей на полотне. Применяли различные по тону шерстяные или шелковые нити, а также бисер.

Художественная вышивка крестом, полукрестом и счетная гладь были широко распространены в Архангельской и Нижегородской областях. Цветовые тона архангельских вышивок — чаще всего красные и синие, иногда с небольшим вкраплением черных, голубых, зеленых тонов по белому полотну. В вышивании применялся, в основном, геометрический орнамент.

Известны интересные орнаменты цветным крестом из Ивановской, Владимирской и Рязанской областей. Рязанские вышивки отличались ярко-красной гаммой цветов на белом полотне или цветном фоне. Вышивальщицы Рязани нашивали, а затем расшивали геометрическим орнаментом яркие цветные полосы, располагая эти полосы в своеобразном ритме.

Уральские вышивки крестом представляют собой старинный орнамент — это геометрические фигуры (в том числе древний знак плодородия) и геометризированные изображения звезд, птиц, растений. Цвет вышивок — красный по белому полотну, реже черный по белому. Эти цветовые предпочтение объясняются тем, что на Урале жили старообрядческие общины, которые строго соблюдали старинные обряды и сохраняли старинные обереговые символы.

Мы не вдавались подробно в историю искусства вышивки: это задача историков-искусствоведов. Нашей целью было лишь коснуться основных вех развития ремесла и познакомить вас с предметом дальнейшего разговора. Надеемся, что даже после краткого знакомства с прекрасным прошлым вышивки и шитья, вам захочется приобщиться к этому замечательному искусству и постичь тайны уникального ремесла.

Если это так, не будем медлить и приступим непосредственно к выполнению поставленной задачи. Желаем удачи на творческом пути!
Категория: ИЗ ИСТОРИИ ВЫШИВКИ | Добавил: tineydgers (24.11.2010)
Просмотров: 2758 | Теги: ручная работа, вышивальщице на заметку, рукоделие, страна мастеров, о вышивке, мулине, hand made, история вышивки крестиком, стежок | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
НАШИ   ДРУЗЬЯ

Женский сайт
ЧАРОВНИЦА
сайт о вышивании

Сайт о вязании
Нитки - в дело!

Приусадебное хозяйство
УСАДЬБА
Вот удача - мы на даче!


Сайт о животных
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • ВНИМАНИЕ
    Для того, чтобы воспользоваться схемой вышивки, нажмите на неё. В новом окне появится схема в полном размере и её можно будет скачать. Приятного Вам досуга!
    Форма входа

    Copyright MyCorp © 2020
    TOP.zp.ua Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU