Занятие творчеством помогает человеку быстро и безболезненно адаптироваться в быстро меняющихся условиях существования. Вышивание крестом — это хорошая возможность для детей и женщин (хотя, нередки случаи, когда великолепных результатов добивались в рукоделии и мужчины) приспособиться к сложным жизненным обстоятельствам путем выражения своих чувств средствами искусства и познания мира художественными образами.
Дж. Хиллман, психолог из Нью-Йорка, базируясь на теории Карла Густава Юнга о "бессознательном", высказал мнение, согласно которому "природа сознания такова, что, проявляясь, она принимает специфическую форму". Есть "сила, которая пробуждает к жизни цветок через зеленую завязь, однако это сила не бессловесна, она внутренне организована". По мнению Дж. Хиллмана, в психологии эта сила развития передается через искусство. В нашей памяти хранятся архетипы или исходные первоначальные образы, которые пробуждаются под влиянием различных ассоциаций.
Во многих странах занятие вышивкой входит в программу занятий "арт-терапией" (дословный перевод с английского языка означает "лечение искусством"). Считается, что начало этому направлению прикладного искусства положил английский художник Адриан Хилл. Во время второй мировой войны он, будучи раненым, находился в санатории и стал рисовать, чтобы скоротать время и избавиться от скуки. Другие пациенты заинтересовались его занятиями, тоже стали рисовать и неожиданно для себя пришли к выводу, что рисунок дает им возможность выразить свои мысли, переживания, избавиться от страхов, обрести психологическое умиротворение и душевное равновесие.
Адриан Хилл впоследствии написал две книги о пользе занятий творчеством и очень много сделал для того, чтобы занятия определенными видами искусства стали использоваться в медицинской практике.
Арт-терапия — комплекс методов психотерапии и психокоррекции, в котором используются возможности искусства для достижения положительных результатов оздоровления и развития личности человека. Художественные образы оживают в его сознании и ориентируют на правильное, гармоничное разрешение противоречий с собственным "Я". Образы, которые создают скульптор, писатель или художник, становятся призмой, через которую можно исследовать взаимодействия человека с внешним миром. Невероятность и неожиданность некоторых из них нарушают законы логики, запрещающие присутствие одновременно бытия и небытия. Человек переводит свои мысли и чувства на холст, бумагу или ткань, и отчетливо осознает их парадоксальность. Именно это осознание и позволяет ему найти решение проблемы, преодолеть последствия стресса и выйти из психологического кризиса. И это уже не только медицинская, но и важная социальная функция искусства.
В человеке природой заложен огромный творческий потенциал. Если он реализован и получает практическое воплощение, то становится надежной опорой, дающей человеку способность противостоять перипетиям судьбы, сохранить нравственное и душевное здоровье. Поэтому с самого начала истории человеческой цивилизации искусство являлось и средством общения, и средством самореализации личности и средством ее терапии. Благодаря образной природе искусства духовная энергия человека и его разрозненные идеи обретают ярко выраженную, законченную форму. Творчество — как никакой прочий вид человеческой деятельности — предоставляет людям отличную возможность выразить в произведениях процесс самосознания, мироощущение и философию жизни. Творческий процесс всегда предполагает взаимовлияние двух составляющих: реальности и некоторой отстраненности от нее. Именно этот процесс делает творчество полезным в психотерапии.
Любой вид искусства всегда связан с пространством. Как мастер использует это пространство, зависит от личного, субъективного ощущения внутреннего и внешнего пространства. Иммануил Кант считал, что, познавая на своем опыте внешний мир, человек сам формирует мир через свое восприятие. Происходит встреча внутреннего, субъективного видения человеком себя и окружающего его мира с конкретной реальностью в границах произведения искусства. Мысленный образ, воплощенный в материи звука, рисунка, скульптуры или вышивки на ткани становится живой реальностью, плотью идеи, образа, которые до того существовали лишь в сознании художника. И это воплощение превращает мастера в творца, созидателя, преобразующего мир вокруг себя. Одновременно искусство позволяет человеку систематизировать и оценивать свои мысли, что неизменно приводит к преображению его внутреннего мира.
Художественное восприятие окружающего мира — это способность в обычном, непритязательном предмете или явлении обнаружить что-то неповторимое, индивидуальное. Подлинное искусство помогает людям открыть для себя новые пути самосовершенствования и новые возможности для преобразования мира. Язык предметного мира весьма точен, логически последователен и сиюминутен. И только эстетическое чувство, порождаемое искусством, встречей с прекрасным, будь то музыка, поэма или живописное творение, вызывает волнение, состояние радости, душевного подъема, которые и приподнимают человека над сиюминутным.
|