Выбор цвета ткани и пряжи для вышивания имеет первостепенное значение в подготовке проекта изделия. Правильный подбор цветовой гаммы значительно усиливает выразительность вышитой композиции. Неудачным подбором цветов ниток можно испортить великолепный по композиции и замыслу рисунок вышивки. И, наоборот, маловыразительный рисунок можно улучшить, благодаря умелому подбору цветов. Знание элементарных основ цветоведения помогает определиться с правильным сочетанием цветов.
Тысячелетиями люди использовали в своей одежде различные цвета, соответствующие особенностям своей культуры, обычаям и традициям. Один и тот же цвет у разных народов часто имеет противоположные значения: цвета, которые у какого-то народа связаны с погребением и смертью, у другого народа являются символом радости и торжества. Например, в России и в странах европейской культуры черный цвет — это цвет траура, а в Китае — цвет финансового успеха и богатства. Во многих странах Востока цветом траура является белый цвет. В России и в странах европейской культуры в платье белого цвета — цвета чистоты — одевают невесту, а в Китае главным цветом свадебной церемонии является красный.
Не только целые народы — каждый человек имеет свое конкретное представление о цвете, предпочитает одни цвета другим. Они оказывают большое влияние на психику человека. Каждому из четырех времен года в природе соответствуют свои краски и их сочетания. Естественные гармоничные сочетания цветов определяют цветовое настроение каждого сезона.
Весна — праздник пробуждающейся природы. Преобладание над всеми остальными желтого цвета объясняется стремлением всего живого к солнцу. Это самый светоносный из всех основных цветов. Радость и оптимизм желтого цвета распространяется на все оттенки, которые исходят от него.
Летом великолепные краски кажутся прикрытыми дымчатой вуалью знойного марева и слепящего света. В природе царствует голубой цвет, который придает всем остальным цветам некоторую блеклость тонов. Они кажутся выцветшими от яркого летнего солнца.
Осень дарит человеку богатые, насыщенные и выразительные теплые краски, среди которых доминирует красный цвет невысокого солнца.
Зима представляет собой сверкающее белоснежное пространство. В этот сезон заметно преобладание черно-белых контрастов и нежных, прозрачных зимних тонов. Но главным цветом зимы считается холодный синий цвет.
Теплыми цветами считаются красный и желтый цвета, поэтому все краски весны и осени — теплые. Голубой и синий цвет, преобладающие летом и зимой, — холодные. При составлении многоцветной композиции необходимо подбирать цвета нитей из одной цветовой гаммы или из родственной: краски весенней цветовой гаммы при необходимости можно дополнить подходящими красками из осенней гаммы, а холодные краски в летней палитре можно дополнить соответствующими красками из зимней. Насыщенные выразительные осенние тона неуместны рядом с прозрачными красками зимы, а вот некоторые весенние краски, наоборот, сочетаются с зимними красками.
В природе мы не встретим гладких поверхностей равномерного цвета. Листья, почва и камни, кора и ветки деревьев — все имеет рифленую или зернистую поверхность и неровности, которые отражают свет под различными углами, отбрасывают тени и обрисовывают контур, создавая дополнительные цветовые эффекты. В природе не бывает чистого цвета: только синего или только белого. Состав природных красок тоже неодинаков — все природные краски бесконечно многослойные и живые. И вышивание крестом создает шероховатую поверхность, близкую по структуре к натуральным материалам.
Характеристика каждого цвета определяется тремя основными признаками — тоном, насыщенностью и яркостью. Все существующие цвета четко делятся на две группы: ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета — это белый, серый и черный; они определяются только степенью их светлоты. Например, светло-серый цвет. Хроматическими считаются все остальные цвета. Тон, насыщенность и яркость — эти понятия относятся к хроматическим цветам: красному, синему, желтому.
Цветовой тон — это термин для обозначения цвета, его основная характеристика. Именно его имеют в виду при названии цвета. Основой определения цветовых тонов является цветовой спектр, который получается при прохождении луча света через стеклянную призму. В природе живой цветовой спектр можно увидеть в радуге. Во время преломления луча света в стеклянной призме, он разлагается на основные спектральные цветовые тона: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Для удобства запоминания студенты художественных училищ придумали такую фразу: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Цветовые тона спектра не имеют между собой резких границ. Они образуют плавные переходы, и количество их безгранично. Исследователь быта Древней Руси П. И. Сановитость при изучении русского платья определил более сотни оттенков, среди которых только оттенков красного цвета насчитал более двадцати пяти.
Существует три основных цвета — красный, желтый и синий. Все остальные цвета являются промежуточными или производными. Желто-зеленый, зеленый и сине-зеленый, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый, оранжево-красный, оранжевый и желто-оранжевый — это все промежуточные цвета. В практическом применении художники и вышивальщицы часто называют тонами градацию цвета по его оттенкам от светлого к самому темному или наоборот.
Градация цвета от светлого к темному определяется его другим признаком — светлотой цвета.
Светлота — это такой признак цвета, который определяет его в качестве светлого или темного цвета. Цвета одного тона могут отличаться друг от друга по светлоте или яркости. Например, нитки зеленого цвета могут отличаться степенью светлоты: от светло-зеленого цвета листового салата до темно-зеленого цвета еловой хвои. Синий цвет определяется широким диапазоном по светлоте: от очень светлого — бледно-голубой цвет выцветшего неба до темного — темно-синий цвет ясного ночного неба. Существует разница по светлоте между цветами разных тонов. Световая энергия, излучаемая цветом, определяет степень его воздействия. Желтый излучает свет намного сильнее других цветов, это самый светлый цвет. Самый темный цвет — фиолетовый, он излучает свет намного слабее всех остальных цветов, но сам его активно поглощает.
Признак, который характеризует степень насыщенности или густоты цвета его основным тоном, определяется понятием "насыщенность". Два цвета, равные по светлоте, то есть, по количеству излучаемого света, могут быть совершенно разными по степени насыщенности. Насыщенные хроматические цвета сильнее выражают понятие цветового тона. Степень насыщенности конкретного цвета меняется в зависимости от присутствия в том или ином цвете ахроматического серого цвета. В ненасыщенных или слабонасыщенных цветах цветовой тон выражен намного слабее. В быту степень насыщенности цвета выражается такими словами, как мягкий, яркий или неяркий, серовато-голубой или серовато-зеленый.
Хроматические цвета, в свою очередь, делятся на теплые и холодные. Деление это условное. Теплыми цветами являются красный, оранжевый, желтый и желто-зеленый цвета. Понятие "теплые цвета" связывается с представлением о солнечном свете или о цвете раскаленных тел. Теплые цвета всегда бросаются в глаза. Холодными цветами являются зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Холодные соотносятся с цветом льда, воды и снега; они насыщены глубиной. Светлые ахроматические цвета так же обладают свойством доминировать над темными. Это свойство цветов необходимо учитывать при выборе цветовых сочетаний в узоре. Цвет имеет свойство оптически изменять размер и форму предмета, вызывать или усиливать пространственные иллюзии. Хроматические цвета сильнее всего выступают на сером фоне. Фон изделия черного цвета заставляет светиться яркие краски хроматических цветов. На белом фоне краски кажутся более темными и глубокими. Все эти свойства цветов необходимо учитывать при подборе расцветок пряжи в художественной или орнаментальной вышивке. Фон ее, являясь второстепенным элементом, ни в коем случае не должен быть ярче орнамента или изображения.
Одним из важнейших факторов успеха в вышивании является наличие в изделии цветовой гармонии, которая возникает как результат сочетания двух, близких друг другу цветов, или же в результате использования цветового контраста. Цветовая гармония — это, прежде всего, равновесие, при котором дополняющие друг друга цвета должны заполнять площадь рисунка в необходимых пропорциях. Красный и зеленый цвета уравновешивают друг друга, имея одинаковую световую энергию. Синего цвета должно быть в два раза больше оранжевого, так как оранжевый намного сильнее синего по силе излучения световой энергии. Фиолетового цвета необходимо брать в три раза больше желтого.
Иоганн Гете вывел следующее числовое соотношение цветов:
1) желтый цвет относится к фиолетовому цвету в пропорции 1 : 4;
2) синий цвет относится к оранжевому цвету в пропорции 3 : 2;
3) красный и зеленый цвета составляют пропорцию 1 : 1.
На практике эти расчеты могут пригодиться только в тех случаях, когда для составления комбинаций из цветового круга используются только чистые цвета. Если сочетаются слабонасыщенные или ненасыщенные цвета, точные пропорции имеют меньшее значение, так как малонасыщенные цвета меньше влияют друг друга. Для общей цветовой гармонии необходимо учитывать и некоторые другие их свойства. Например, два цвета, находящиеся рядом, взаимно влияют друг на друга. Такие цвета или становятся подобными друг другу, или подчеркивают свои отличия. Взаимное влияние цветов сказывается на восприятии цвета светлым или темным, холодным или теплым. Чтобы определить наиболее гармоничные сочетания, необходимо найти пары дополнительных цветов на диаметре цветового круга. Цветовой круг — это лента радужного спектра, которая расположена кругообразно и замкнута пурпуровым цветом.
Для правильного подбора двух дополнительных цветов на цветовом круге необходимо помнить, что они располагаются на одном диаметре, поэтому искать их нужно через пять цветов друг от друга.
Если есть необходимость в сочетании трех дополнительных цветов, то правильное сочетание таких цветов можно найти на цветовом круге через три цвета друг от друга. Сочетания четырех дополнительных цветов находятся через два цвета друг от друга. Цветовой круг состоит из следующих цветов:
ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА пурпуровый зеленый карминно-красный голубо-зеленый киноварно-красный циано-голубой оранжевый ультрамариновый (синий) желтый голубо-фиолетовый желто-зеленый пурпурно-фиолетовый
Существует некоторая проблема смешения цветов в мелких цветовых элементах рисунка. Например, два сильных и чистых спектральных цвета — красный и зеленый создают приятное гармоническое ощущение, если они занимают цветовые поля, достаточно большие по площади. Но если этими цветами вышивается поочередно геометрический орнамент мелкими стежками, то такой орнамент будет смотреться грязно-серым. Человеческий глаз не способен воспринимать равные по световой энергии цвета в мелких цветовых элементах рисунка. Они вызывают неприятную резь в глазах или просто сливаются в одно цветовое впечатление. Это свойство цветов, равных по световой энергии, всегда необходимо учитывать при составлении цветовой гаммы вышивки, никогда не выполнять мелких чередующихся фрагментов узора нитками дополнительных цветов. При непосредственной близости двух цветовых тонов, которые не являются дополнительными, создается впечатление, что дополнительный тон одного цвета примешивается к тону другого. Например, черный узор на красном фоне кажется зеленоватым; на синем фоне узор черного цвета теряет свою глубину, и будет выглядеть несколько оранжевым.
При выполнении цветной вышивки часто применяются контрасты фрагментов узора по тону и яркости. Явление цветового контраста заключается в том, что сочетание двух больших полей, окрашенных в дополнительные цветовые тона, делает зрительно каждый из этих тонов более насыщенным. Предположим, крупный узор красными нитками выполняется на тканях разных тонов: на зеленом, сером и голубом фоне. Крупный красный узор — наиболее насыщенным будет выглядеть на ткани зеленого цвета, то есть на фоне дополнительного, наиболее контрастного тона.
Практическое применение пряжи различных тонов в художественном вышивании позволяет дать следующие рекомендации по использованию эффектов цветового контраста.
1. Наибольший цветовой контраст можно достичь, используя и нитки, и ткань средней яркости.
2. Все тона применяемых материалов должны быть равными по яркости.
3. Нитки и ткань должны быть, возможно, более насыщенными.
4. Размеры фона и размеры элементов орнамента должны быть достаточно велики по размеру.
5. Теплые цветовые тона всегда менее контрастны, в противоположность им холодные тона более контрастны.
Цветовая гармония — степень уравновешенности теплых и холодных цветов, при которой все цвета воспринимаются как оттенки одного цвета. Это называется тональным сочетанием цветов или колоритом. Понятие "колорит" определяет взаимоотношение всех тонов и красок художественного произведения для подчинения их общему тону всего произведения. Колорит зависит от преобладания в нем определенных тонов, он может быть светлым или темным, ярким или приглушенным, мрачным или бодрым, холодным или теплым.
Наши предки прекрасно владели секретами цветовой гармонии и умели сочетать различные цвета. Владимир Вардугин в своей книге "Русская одежда" приводит эти сочетания цветов:
"Красный цвет сочетался с черным, желтым, серым, коричневым, бежевым, оранжевым, синим и белым цветами.
Синий цвет сочетался с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым и золотистым цветами.
Желтый цвет сочетался с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим и фиолетовым цветами.
Зеленый цвет сочетался с темно-желтым, лимонным, салатным, серым, желтым, золотистым и черным цветами.
Фиолетовый цвет сочетался с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым и черным цветами.
Коричневый цвет сочетался с бежевым, желтым, розовым, серым, салатовым, сиреневым и зеленым цветами".
Мастера художественного вышивания рекомендуют такое сочетание цветов в вышивке, при котором каждый цвет узора не выделяется из общего сочетания цветов, а создает общее впечатление главного, основного тона. Все цвета вышивки должны быть четко связаны между собой.
В описаниях старинных вышивок можно встретить такое сочетание цветов: шерстяные стежки выполнены в цветах "три голубых, три кремовых, три зеленых, два красных, коричневый, светло коричневый, сиреневый и черный". То есть такие цвета, как бледно-оранжевый и темно-розовый, голубовато-зеленый и желтый не были редкими в вышивке по канве.
Для правильного подбора цветов и оттенков пряжи для вышивки благоприятен естественный дневной свет. Кроме того, при подборе оттенков цветов для конкретной работы необходимо учитывать цвет стен и освещенность помещения, в котором вышитое произведение будет выставлено. Влияние освещения нужно учитывать и при отделке вышивкой одежды и предметов домашнего интерьера. Интенсивные тона окраски стен комнаты могут оказывать искажающее воздействие на цветовое восприятие колорита вышитого изделия в целом.
Свет разной окраски, падая на цветовое пятно того или иного цвета, влияет на восприятие тона этого поля человеческим глазом. К примеру, зеленое цветовое пятно в зеленых лучах света кажется намного ярче, чем при натуральном освещении, так как оно будет отражать все зеленые лучи и поглощать все лучи остальных тонов. Красное освещение сделает зеленое цветовое поле просто темным или темно-красным. Этим свойством цветовых полей объясняется насыщенность в цвете у материалов с шероховатой поверхностью. При сильном солнечном освещении синий цвет становится ярче, а желтый цвет бледнеет. В сумерках или при тусклом электрическом освещении ярче кажется желтый цвет. Влияние освещения на изменение цветового тона широко применяется при оформлении театральных декораций и костюмов.
Вышивка орнамента нитками одного тона с материалом, на котором она выполнена, всегда смотрится насыщеннее самого материала. Множество отражений от стежков на шероховатой поверхности вышивки крестом создает впечатление более глубокого тона. Вопросы цветовых сочетаний весьма многообразны. Поэтому работа с цветными вышивками требует творческого подхода и серьезного изучения этого материала на практике.
|